профессия
управление качеством
123

 

ницах настоящего издания. Для многих российских компаний сегодня уже очевидно, что для того, чтобы выдержать конкуренциюс развитыми западными компаниями, да и с соперниками по внутреннему рынку, необходимо внедрять и развивать у себя СМК на основе МС ИСО серии 9000.
Суммарный выигрыш от внедрения СМК доказан на примерах деятельности примерно 1500 российс-ких предприятий, внедривших СМК по МС ИСО в версии 1994 года. Внедре-ние МС ИСО стало более перспектив-ным в связи с введением в действие в 2000 году новой версии стандартов, поскольку эта версия нацелена на создание иразвитие СМК, построенной на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM). Использование

 
пределения полномочий и ответственности и новый инструмент контроля – внутренний аудит. Сейчас этого недостаточно. Более того, сочетание принципов TQM и процессного подхода позволяет делать СМК неформальной и гораздо более эффективной.

Процессы и функции
Любая компания – это живой, развива-ющийся организм, в котором осу-

 

и последовательное описание такой функции менеджмента, как регулирование, позволяет описывать в процедурах компании выполнение раздела стандарта под названием “корректирующие и предупреждающие действия” не лирическими текстами (как было ранее), а в точной привязке к элементу системы (процессу, продукции, подразделению), который нуждается в улучшении. Диагностика выполнения функции планирования, по нашему опыту, позволяет минимизировать множество не связанных или дублирующих друг друга планов и программ (программа “качество” и план модернизации производства, бизнес-план и план выпуска новых видов продукции и т. д.) или показать их взаимосвязь в выполнении миссии и цели компании. Другим важным аспектом новой вер-сии является возможность практичес-кого применения принципов TQM, учитывающих необходимость удовле-творения требований всех заинтересо-ванных в деятельности компании сторон – потребителей, инвесторов, собственников, персонала и общества в целом. Из необходимости создания такого баланса интересов, в соответствии с разработанной нами моделью СМК (см. мартовский номер журнала), следует, что менеджмент качества нельзя воспринимать как “довесок” к действующему в компании менеджменту. Кстати, до сих пор эта точка зрения на менеджмент качества, к сожалению, является распространен-ной (особенно среди предподавателей вузов, аспирантов и специалистов оборонных предприятий).
Если задуматься над прямым значением слов “менеджмент качества”, легко прийти к выводу, что управление, не нацеленное на изготовление качествен-ной продукции, - это нонсенс. Любой вид менеджмента, существующего на предприятии, - это менеджмент ка-чества! Просто менеджмент качества, в зависимости от тактических предпочте-ний компанией интересов той или иной заинтересованной стороны, может содержать

этой, доминирующей сегодня на развитых рынках, философии, нацеленной на удовлетворение субъектов рынка и других заинтересованных сторон, позволяет приблизить деятельность наших компаний к современным требованиям.
Сегодня еще не многие компании готовы к сертификации на соответст-вие требованиям новой версии МС ИСО, но даже этот опыт работы уже четко показывает преимущества новой версии. Старая версия была хороша в свое время, когда компании были рады получить в результате внедрения СМК только упорядочение документооборота, формализацию рас-

 

ществляется процесс жизнедеятель-ности, поддерживаемый выполнением определенных функций.
Вновой версии МС ИСО декларируется необходимость применения процессного подхода. Процессный подход, то есть подход к управлению как к процессу (не путать с пониманием системы как сети процессов – это системный подход!), позволяет четко идентифицировать во всех процессах выпуска продукции/оказания услуги, протекающих в компании, управленческие функции и применить их, во взаимосвязи и взаимодействии, для улучшения управляемости этих процессов. Например, выделение

Top-Manager 11|2002 < >