124
профессия
Управление качеством

 

в “одном флаконе” и организационный, и финансовый, и кадровый, и даже экологический менеджмент.
Опыт показывает, что эта позиция помогает компании более четко формулировать миссию, политику и цели в области качества (опять-таки, переводя лирические декларации в комплекс измеримых целей, на основании которых можно осуществлять конкретное планирование улучшения качества). Применяя принципы менеджмента качества, можно также устранять параллелизм и дублирование функций в компании или верно определить роль подразделений, которые несправедливо все еще относят к не основным, обслуживающим (служба поставок, маркетинга, персонала).

   

ка, компании необходимо иметь в виду, что СМК - очень мощный инструмент. Именно его мощь может сделать его и обоюдоострым оружием. Решение о разработке СМК - стратегическое реше-ние. И если в этом решении СМК явля-ется только поводом для получения сертификата, лучше не стоит ее принимать.
По меткому выражению известного российского специалиста в области ка-чества В.А. Лапидуса, сертификат – это не более чем “справка о состоянии здоровья”.
Формально разработанная система не-пременно деградирует со временем и не только не принесет пользы, но и причинит вред, в первую очередь из-за разочарования персонала. Ему и так-то свойственно сопротивляться измене-ниям, тем более серьезным может стать это сопротивление после неудачной попытки внедрения той или иной модели менеджмента.
Можно привести много примеров удач и неудач во внедрении СМК. И все они связаны с пониманием высшим руко-водством целей и возможностей СМК. Дело не в том , что в любом учебнике по менеджменту подчеркивается особая роль руководства. По крайней мере 90% крупных российских компаний работают в рамках линейно-функцио-нальной организационной структуры, жестко завязанной на способности, мнения и предпочтения первого лица. Наш практический опыт даже заставил нас сформулировать один из принци-пов разработки и внедрения СМК: “Ес-ли система качества не нужна руково-дителю компании – она не нужна никому”.
Конечно, руководители предприятий – не враги собственному делу, но понимание перспектив и перспективности менеджмента качества, к сожалению, тормозится рядом обстоятельств:
- Концептуальная сложность современ-ного менеджмента качества. Он “моло-же” организационного, стратегического и других видов управления, он продол-жает бурно развиваться, вплоть до коренной

“плывет по течению”, а ее руководство не задумывается, в соответствии с какой моделью оно управляет предприятием. Многие компании, как и люди, склонны эксплуатировать

Используя модель СМК как интегрированной системы, даже при коротком знакомстве с компанией, скажем, в рамках оценочного аудита (о нем ниже), можно дать рекомендации по изменениям организационной структуры, переводу отдельных видов деятельности в режим аутсорсинга, установлению коммуникационных каналов, определению критериев оценки деятельности поставщиков и персонала или удовлетворенности потребителей.


О здоровом образе жизни предприятия
Пропагандировать внедрение систем менеджмента качества – занятие сродни пропаганде здорового образа жизни. Пока человек здоров, он часто не задумывается о том, какой образ жизни он ведет. Когда его настигает болезнь, гимнастики и прогулок на свежем воздухе может оказаться недостаточно. Так и компания – пока занимает удачное место на рынке и не имеет особых амбиций, зачастую

 

свой организм, подстегивать его для выполнения каких-то конкретных задач. Но рано или поздно резерв исчерпывается, начинается старение и связанные с ним болезни. Или, наоборот, возникает внешний стимул осваивать новые рынки. На этом пути начинаются болезни роста, когда управление не поспевает за увеличением объема производства.
Хорошо, если какая-то из сторон, заинтересованных в деятельности компании, вовремя выдвинет требование о наличии системы менеджмента качества. Иначе говоря, догадается, что профилактика болезни или ее лечение всегда обходится дешевле оплаты инвалидности.


Лечить и не навредить
Поскольку обычно спохватываются, когда необходимо лечение, а не профи-лактика, будем рассматривать более распространенный случай, когда внед-рение СМК используют как тера-пию компании. При этом точно также, как и при лечении антибиотиками челове-

Top-Manager 10|2002 < >