8Тема номераУправление качеством

главной была мысль о том, что за качество в фирме отвечают все: cверху донизу и снизу доверху. И, наконец, в начале 80-х начала формироваться мощная философия TQM (всеобщий менеджмент качества). Сегодня она вызывает все больший интерес в мире, все больше и больше предприятий вовлека-

 

ля добровольно сертифицировали свои системы качества).
Мы в России тоже по этим стандартам работали себе, работали, и пришли к “блистательным” результатам, измеряющимися количественно десятыми долями процента (разделите 1134 на 400000). Иэто тем более страшно с учетом общеизвестно-

 

торам, то, считай, сертификат в кармане. Да, основной постулат – документируй, что делаешь, а затем делай, что документировано – зачастую побуждает предприятие сначала создавать огромное количество обращающейся внутри него документации (“делаем-то много, значит, и документации должно быть

Слишком много в бездумном внедрении формальных
“систем менеджмента качества” было от нашего
российского принципа: “Заставь дурака Богу молиться,
он и лоб расшибет”…
много”), а потом думать о том, как с этой бумажной массой справиться. Да, упор на документирование системы вызывает и нормальную реакцию


органов по сертификации. Аудиторы –

ется в работу согласно принципам TQM. Читатель, конечно, о них слы шал. Если совсем коротко их сформулировать, то TQM – это политика организации, ее миссия и ценности, направленные на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех заинтересованных сторон – собственников организации, ее персонала, общества в целом.
Триумф или боковая ветвь эволюции
Развитие концепций управления производством продукции шло достаточно плавно, пока не появилось искушение использовать мощнейший инструментарий международных стандартов в целях улучшения качества. И в 1987 году увидела свет первая версия международных стандартов ISO серии 9000 (эта серия посвящена исключительно обеспечению качества). Потом версия была незначительно подкорректирована, и все последние годы мы работали по МС ИСО версии 94-го года. В мире, надо сказать, стандарты этой серии совершили триумфальное шествие. Oни получили широкое признание в бизнесе (свыше 400000 предприятий и организаций различного профи-

 

го факта, что сейчас практически невозможно принять участие в каком-то серьезном тендере, заключить выгодный по цене контракт, если у тебя нет сертификата на систему качества. Если мы вступим в ВТО, на каких задворках мы окажемся?
Внутри страны, на уровне распределения госзаказа, как обычно попытались пойти директивным путем: многие министерства и ведомства привязывают получение лицензии к наличию системы менеджмента качества, причем сертифицированной.
Вроде бы очевидна необходимость как можно более широкого внедрения МС ИСО серии 9000. И вроде бы создаются на словах условия, а тем не менее дело не то что стоит, есть определенное даже противодействие внедрению этих стандартов. Одно из распространенных нынче объяснений, что версия была плохая.
Лягать мертвых львов – не очень прилично, хотя версия 94-го года действительно не очень удачная, провоцирующая невольно на формальный подход к ее внедрению. Да, есть в ней известные всем 20 элементов, которые если отыщешь в своей деятельности идокументируешь, предъявишь ауди-

 
живые люди, и они вовсе не склонны искать для себя лишнюю работу, а работать с формальной документацией (или регистрировать отсутствие таковой), конечно, легче, чем разбираться, как реально создаются управляемые условия протекания производственных процессов.

Более высокий уровень
технологического
развития предполагает
и более высокий уровень
менеджмента.

Очень серьезный недостаток “старой версии” заключался и в том, что вес элементов при оценке был равен. Отсутствует подпись под должностной инструкцией – несоответствие требованиям, станок не проверен на технологическую точность – тоже несоответствие. Какое из несоответствий влияет на качество выпускаемой продукции сильнее, практически не взвешивалось.
Можно и дальше разворачивать критику положений стандарта и практики органов по сертификации, но справедливости ради оборотиться производственникам нужно и на себя. Слишком много в бездумном

 

Top Manager. Март 2002 года. < >