Менеджмент качества

Бизнес-модель ХХI века глазами заинтересованных сторон

    Владимир Брандин,
Центр Качество и Бизнес, г. Санкт-Петербург
 
динамизм и, зачастую, быть трудно прогнозируемым для внешнего окружения., В связи с этим не удивляет то, что все руководства по стратегическому менеджменту изобилуют ссылками на великих теоретиков войны, а стратегия и политика рассматриваются как документы, доступные только топ-менеджменту (в худших из виденных нами вариантов предлагается иметь политику для внешнего окружения и реальную стратегию для себя).
Этот тип взаимоотношений достаточно четко оформился уже в послевоенные годы. И долгое время не ощущалось потребности в какой-то особенной детализации. Работал простой и понятный принцип «Делай все правильно - и у тебя все будет хорошо». Но вот в последнее десятилетие стали стремительно появляться различные сложные и компьютеризированные конструкции, «углубляющие и расширяющие» наши представления о жизни предприятия в условиях рынка и отрицающие саму возможность строить управление на основе «простых принципов». Достаточно привычно сталкиваться с усложнением системы управления, вызванной усложнением объекта управления. Но то, что мы наблюдаем сегодня, похоже, вызвано другими причинами - внутренними и не связанными со степенью сложности объекта управления.
При этом не столь уж важно, что происходит в большей степени -усложнение или запутывание. Это лишь предполагаемые причины определенного несоответствия, которое стало ощущаться если не всеми, то, во всяком случае, большинством. Причин, которые можно устранить, чтоб все снова стало хорошо, в данном случае, скорее всего, нет. А несоответствие точно есть. И заключается оно в неустойчивости и непредсказуемости как производственно-хозяйственной, так и финансово-экономической составляющих жизни предприятий.
Много лет назад усилиями «ленинградской школы» психологии был открыт фундаментальный закон развития психики: «неравномерность и гетерохронность». И это было очень смешно, поскольку в переводе на русский язык означало: «чему ребенка ни учи, как ни воспитывай, что вырастет -неизвестно». Но сегодня, стремительно набирающая популярность научная дисциплина, получившая название «синергетика», утверждает непредсказуемость как фундаментальный закон вообще всего. И это не смешно, поскольку может оказаться правдой. Жить в непредсказуемом мире, может быть, даже интересно, но строить серьезный бизнес невозможно.
При этом, несмотря на теоретическую невозможность, «встают дворцы, встают вокзалы и заводские корпуса». Жизнь продолжается, и бизнес живет.
Что же все-таки изменилось, и есть ли вообще основания драматизировать ситуацию и искать новые модели? Для ответа на этот вопрос нужно наполнить содержанием базовые компоненты модели - «предприятие» и «среда». Для «предприятия» достаточной для построения бизнес-модели детализацией будет выделение внутри него двух элементов: инфраст-руктуры (к которой относятся и произ-водственные технологии, поскольку они в большинстве случаев нераз-
В начале 90-х мы все неожиданно оказались в «эпохе перемен». Сегодня можно констатировать, что жить в такое время не так уж и плохо. Тем более что эпоха эта не ограничена территорией бывшего Советского Союза, а вполне затрагивает все прогрессивное человечество. Конечно,в экономическом смысле мы все еще бесконечно далеки и от Европы, и от Америки и как-то не поворачивается язык говорить о глобальном кризисе. Если у них кризис, что же тогда у нас? Нет, конечно, ничего похожего на ужасающие кризисы XIX и начала XX века в развитых странах сегодня не наблюдается. Но эпоха перемен не обязательно должна быть эпохой катастроф. Во-первых, катастрофа - это всего лишь одна из форм проявления кризиса, может быть, традиционно более близкая нашему менталитету. Во-вторых, перемены могут быть и в лучшую сторону, и в этом случае кризис должен приводить не к уничтожению, а к процветанию. Безусловным признаком начала кризисной эпохи является ощущение, что все, что ни делается - все делается к лучшему, но жить с каждым днем становится все сложнее. И в этом плане, очевидно, можно констатировать наличие определенных кризисных тенденций в глобальном масштабе.
Далеко не последним индика-тором смены эпох является стремление построить модель мироздания вообще и модель существования в рыночной экономике, в частности. Если жизнь стабильна и предсказу-ема - зачем задумываться о том, как все устроено? До сих пор активизация научной мысли в этой области четко совпадала с тяжелыми в экономическом и политическом отноше-
 
нии периодами. Поэтому мощный всплеск увлечения моделированием, наблюдающийся в последнее время во всем мире, не может не настораживать.
Конечно, авторы и пропагандисты различных моделей не склонны говорить о кризисе, как причине, побуждающей к внедрению сложных, дорогостоящих (а в некоторых случаях невероятно дорогостоящих и запредельно сложных) моделей. За что, разумеется, их нужно поблагодарить. Необходимость освоения современных подходов к управлению бизнесом обосновывается лавинообразным усложнением рыночных отношений и информационных потоков. При этом справедливо было бы говорить не о том, что многое усложнилось, а о том, что почти все запуталось. Вряд ли кто-либо возьмется доказывать, что многоразовые космические корабли устроены просто (техническая документация, необходимая для их изготовления, весит сотни тонн!). Но модели, достаточно точно описывающие их движение, появились лишь недавно, когда сами корабли стали летать значительно реже. Всего пара десятилетий отделяет нас от времени, когда предприятия с десятками тысяч работников, выпускающие сложнейшую продукцию, ухитрялись обходиться и без ERP и без MRP и без OLAP. И не просто с трудом барахтались, а работали вполне успешно и развивались. Ссылками на специфические условия плановой экономики, в данном случае, не обойтись, поскольку это было не только у «нас», но и у «них».
При всем многообразии подходов к построению бизнес-моделей как моделей успешного поведения предприятия в условиях рынка, их основные контуры достаточно сходны: есть предприятие в его сегодняшнем состоянии, есть образ более или менее отдаленного будущего и есть некая внешняя среда, накладывающая те или иные ограничения на возможность достичь желаемую цель. При этом составляющие среды рассматриваются как нечто стабильное, если и не пассивное, то исключительно однооб-разное в своей «активности». Предпри-ятие же, напротив, должно демонстри-ровать исключительную активность и
Вряд ли кто-либо возьмется доказывать, что многоразовые космические корабли устроены просто - техническая документация, необходимая для их изготовления, весит сотни тонн! Но модели, достаточно точно описывающие их движение, появились лишь недавно, когда сами корабли стали летать значительно реже. Всего пара десятилетий отделяет нас от времени, когда предприятия с десятками тысяч работников, выпускающие сложнейшую продукцию, ухитрялись обходиться и без ERP и без MRP и без OLAP. И не просто с трудом барахтались, а работали вполне успешно и развивались. Ссылками на специфические условия плановой экономики, в данном случае, не обойтись, поскольку это было не только у «нас», но и у «них». При всем многообразии подходов к построению бизнес-моделей как моделей успешного поведения предприятия в условиях рынка, их основные контуры достаточно сходны.
 
38 КОМПАС промышленной реструктуризации 4|2004