ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Зрелость системы менеджмента как достижение вовлеченности персонала

ПРЕДСТАВЛЯЕМ МЕТОДИКУ
         

Типовой перечень основных элементов СМ для проведения экспертной оценки

№ п/п Элемент
1 Система информирования о планах и результатах деятельности
2 Система распределения полномочий и ответственности
3 Система принятия управленческих решений
4 Система принципов продвижения по службе
5 Система обучения и повышения квалификации
6 Отношение со стороны руководства
7 Отношения в коллективе
8 Условия работы ("производственная среда")
9 Система оплаты труда и распределения поощрений
10 Принципы и политика организации по отношению к потребителям
11 Принципы и политика организации по отношению к персоналу предприятия
 

 

     
  • стратификация и сравнение распределений;
  • корреляционный анализ.

Оценка вовлеченности персонала на первых этапах работы на всех предприятиях показывает относительно невысокую степень развитости системы менеджмента.

Теоретически считается, что если сотрудник не увольняется с предприятия, он в целом удовлетворен условиями своей работы. Например, как это показано на рис.1

При этом неправильно было бы ожидать совпадения образа системы менеджмента у персонала и у высшего руководства. Высшее руководство, как носитель политики и целей системы, видит в ней, прежде всего, инструмент для решения бизнес-задач. Персонал здесь является одним из видов ресурсов. Сам же этот «ресурс» зачастую оказывается ориентирован на те элементы системы, которые обеспечивают его персональное удобство (например, территориальная удаленность руководства, возможность бесконтрольно пользоваться Интернетом и т.д.).

 

Любая реально существующая система менеджмента включает, с точки зрения политики и целей, полезные, нейтральные и вредные элементы. Вопрос развитости системы – это вопрос их баланса. Типичная картина для предприятий, не имеющих результативной системы менеджмента, приведена на рис. 2. Она характеризуется наличием нескольких (двух и более) групп элементов. При этом средние значения распределения основных (образующих основу регулярного менеджмента) элементов обычно располагаются в области отрицательных оценок.

Таким образом, одним из измеримых показателей развитости системы может рассматриваться оценка осознания персоналом значимости элементов, обеспечивающих основу регулярного менеджмента. Для предприятий, приступающих к разработке систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО, эта оценка находится обычно в зоне «слабо отрицательных». То есть вовлеченность персонала наблюдается только в отношении отдельных, существенных с точки зрения политики и целей, элементов системы, а общая удовлетворенность

     
   
 
СПРАВКА
 
 
Дифференциал семантический Осгуда — инструмент полевого исследования рынка. Используется, главным образом, при определении различий в отношении к товарам, маркам, магазинам путем сопоставления профиля представлений (Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С. / под ред. Лозовского Л.Ш., — М.: Экономика, 2000). Респондент указывает свое мнение по поводу различных утверждений, касающихся предмета опроса, которые наносятся на биполярную шкалу (например, «сложный — простой», «удобный — неудобный», «дорогой — дешевый»), содержащую пять или семь делений по мере возрастания (убывания) признака. Утверждения и их количество должны быть выбраны таким образом, чтобы проявился реальный профиль представления респондентов. Иногда такой инструмент называют семантическим дифференциалом Осгуда (Там же. - Прим. ред.)
 
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 12'2006
 
35