5.7. Служба качества: функции и задачи
5

Место и роль ОТК в системе менеджмента качества

Предприятие, выпускающее продукцию, несет ответственность за ее качество. Приемочный контроль продукции является одним из способов обеспечить гарантии предотвращения непреднамеренного использования или поставки несоответствующей продукции, требуемые пунктом 8.3 международного стандарта ISO 9001:2008. Пункт 7.1 этого стандарта требует определить критерии приемки продукции, а в пункте 8.2.4 устанавливается, что отгрузка продукции потребителю может осуществляться только после подтверждения ее соответствия критериям приемки. Должны вестись соответствующие записи, в том числе подтверждающие, что выпуск продукции разрешен уполномоченным лицом. Традиционно эта функция менеджмента (контроль продукции) возлагается на специализированное подразделение – отдел технического контроля (ОТК).

Формально международный стандарт ISO 9001:2008 содержит однозначный ответ на вопрос о месте отдела технического контроля в системе менеджмента качества (СМК).

Задача ОТК заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям.

Во многих случаях ОТК выполняет функцию контроля закупаемого сырья и материалов, как бы повторяя работу ОТК поставщика, а также контроля правильности выполнения производственных операций, обеспечивая выполнение требований ISO 9001:2008 к мониторингу и измерению процессов.

Все очевидно и однозначно. И на этом можно было бы поставить точку, если бы не повсеместно наблюдающийся конфликт интересов и беспомощность «систем менеджмента качества», созданных путем переименования ОТК. Плюс к тому – почти повсеместно наблюдающееся стремление принизить роль ОТК.

На уровне деклараций все выглядит достаточно внушительно. Скажем, в положениях о подразделении часто можно встретить такую формулировку: «Основной задачей ОТК является организация постоянно действующего производственного контроля на всех этапах технологического процесса и устранение причин, нарушающих заданный технологический процесс и вызывающих появление брака», или даже такую: «Основной задачей ОТК является предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции». То есть ОТК обеспечивает решение ключевых задач – все могут отдыхать. Но, почему-то никто не радуется, а сотрудники ОТК воспринимают свою работу как непрерывную борьбу с нерадивым коллективом, на сторону которого встает, бывает, еще и часть руководства предприятия.

Является ли борьба неизбежным атрибутом управления, или речь идет о неполном соответствии действующей системы менеджмента предприятия требованиям ISO 9001:2008? В отношении «борьбы за качество» ответ однозначен: система менеджмента качества обеспечивает гарантии выпуска качественной продукции путем правильной организации процессов. Если возникают признаки борьбы – это свидетельство системногонесоответствия, причины которого должны быть выявлены и устранены.

Для возникновения конфликтной ситуации необходимы два условия: должны быть участники, и их цели должны противоречить друг другу (распространенный частный случай – разное понимание одной цели). Анализ реальных и потенциальных конфликтов позволяет найти области улучшения действующей системы менеджмента, ее последовательного приближения к системе менеджмента качества.

Рассмотрим типичные конфликтные ситуации, в которые оказывается вовлеченным отдел технического контроля, их основные причины и способы приведения данной части общей системы менеджмента в соответствие требованиям ISO 9001:2008.

Как определено в международном стандарте ISO:9000:2005, система менеджмента отличается от любой другой тем, что она обеспечивает выработку политики и целей и их достижение. Система менеджмента качества, соответственно, предназначена для определения политики и целей и способов их достижения в отношении качества продукции. Под качеством, в свою очередь, понимается соответствие требованиям. На вопрос: «Каким требованиям», обычно дается ответ: «Требованиям потребителя».

Этот ответ не совсем точен. Вернее, ответ правильный, но не полный. ISO 9001:2008 применяется организациями, стремящимися к «демонстрации своей способности стабильно выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым законодательным и нормативным требованиям». Но стандарт не требует отказаться от выполнения всех остальных требований. Эта неполнота ответа часто мешает правильно определить и устранить причины конфликтных ситуаций.

В ISO 9004:2000 («Системы менеджмент качества. Руководящие указания по улучшению») указывается, что требования выдвигаются «заинтересованными сторонами». К ним относятся: потребители, поставщики, государство, собственники и персонал. Обобщенные характеристики основных требований, предъявляемых заинтересованными сторонами, приведены в таблице 1.

 Таблица 1. Основные виды требований, предъявляемых заинтересованными сторонами

Заинтересованная сторона

Основные виды требований, к предприятию и его продукции

Примечание

Потребители

Наличие в продукции (услуге) определенных полезных свойств

Выяснение этих требований, в большинстве случаев, требует применения специальных методов

Поставщики

Соответствие сырья и материалов возможностям поставщика

Поставщик эти «требования», часто не высказывает, а просто выпускает то, что может

Государство

Безопасность продукции

Ряд правовых документов содержит и отдельные требования к качеству; особенности их учета будут рассмотрены ниже

Собственники

Экономичность работы предприятия

Эти требования собственников, если относиться к ним конструктивно, полностью соответствуют и интересам предприятия

Персонал

Достойная заработная плата и приемлемые условия работы

Восприятие работниками степени выполнения этих требований влияет на их удовлетворенность и, как результат, на их заинтересованность в успехах предприятия

 24 декабрь 2009