Менеджмент качества

К качеству - через систему

С.В. Василевская - генеральный директор консультационного Центра "Качество и Бизнесс", Санкт-петербург

Тема менеджмента качества сегодня как никогда актуальна для российских предприятий и организаций. Она принципиально важна не только и не столько с тактической точки зрения (имея в виду, например, грядущее вступление в ВТО), сколько со стра-тегической - насколько наша экономика конкурентоспособна на мировых рын-ках, что можно сделать для повышения ее конкурентоспособности, а также, ка-кие инструменты углубления междуна-родного сотрудничества в сфере эконо-мической деятельности мы можем при-менять.
Вероятно, стоит на этот раз не идти своим "особенным путем", а использо-вать сложившиеся инструменты между-народного сотрудничества, призванные разрушать т.н. "нетаможенные" барь-еры. Я говорю о международных стан-дартах ИСО серии 9000. Создание и внедрение систем менеджмента качест-ва (СМК), соответствующих требова-ниям МС ИСО 9000 давно признано в мире эффективным инструментом де-монстрации "прозрачности управле-ния" и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности предприятий, их позиционирования в качестве надежных партнеров.
Очевидно, что "прозрачность управления" может быть продемонстрирована исключительно путем предъявления компетентной организации (потребителю или банку, проводящему аудит "второй стороной" или органу по сертификации -"третьей стороне") убедительных доказательств. Прозрачные глаза первого лица предприятия таким доказательством служить не могут. В качестве доказательств принимается убедительно документированная система управления. Международная стандартизация построена на том, что деятельность по созданию продукции, востребованной потребителем, может и должна быть описана -нравится нам это или не нравится.
А нам, судя по всему, не нравится. Иначе как объяснить, не принадлеж-ностью же к зоне "рискованного земле-делия", что освоение российскими предприятиями требований самых рас-пространенных, наиболее востребован-ных мировым сообществом, международных стандартов ИСО серии 9000, поражает своими темпами. В последнем большом бюлле-тене ИСО "Двенадцатилетний цикл" приведены очень интересные цифры: на 01
 
января 2002 г. в мире сертифицировано по ИСО 561747 организаций в 160 странах. За последний год рост коли-чества выданных сертификатов соста-вил 10 % (до этого - на 25, то есть - уверенная тенденция). В нашей стране на ту же дату было сертифицировано 1710 организаций. Примерно столько же было в 1996 году в Израиле или Бразилии, столько же в 2001 году в Колумбии и Румынии. Конечно, мы все еще лидируем по сравнению с На-мибией и Сенегалом, но в десятки раз отстаем от Китая и Индии. По отноше-нию к общему числу сертифицирован-ных в мире организаций наши состав-ляют 0.3 %.
Наши требования равноправного парт-нерства с ЕС с точки зрения принад-лежности к странам, располагающим арсеналом современных управленчес-ких средств, мягко говоря, не имеют под собой оснований. Только пред-приятиям Великобритании на сегодня выдано ровно в 36 раз больше сертификатов (60960).
Конечно, формальные цифры - это фор-мальные цифры. Мы все равно пребы-ваем в непоколебимой внутренней уверенности, что "мы щи не лаптем хлебаем". А если все-таки лаптем?
Я хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями о том, как обстоят дела на некоторых российских предприяти-ях, оживающих после реформенного "лихолетья". Что бы ни утверждалось по поводу реструктуризации экономи-ки, я согласна с известным экономис-том В. Иноземцевым, который утверж-дает, что страна у нас, по сути, индуст-риальной экономики, живущая по-прежнему на массовом производстве. И так уж сложилось, что опыт оценки, разработки и внедрения систем менеджмента качества, соответствую-щих требованиям МС ИСО 9000, имеющийся у консультантов и аудито-ров нашего Центра, был получен при взаимодействии именно с крупными "постсоветскими" предприятиями. Эти предприятия имели значительную численность персонала и выпускали в прошлом огромные объемы продукции. Именно они, по понятным причинам, оказались наиболее незащищенными во время реформ. Некоторые "лежали на боку", некоторые неоднократно переживали смену собственника. Проблемы, препятствующие их быстрому "выздоровлению" едины для большинства этих предприятий, и являются серьезным препятствием в
 
деле освоения новых управленческих практик. Идентифицировать проблему - это, на мой взгляд, означает начать решать ее.
Я не буду останавливаться на причинах, следствием которых явились эти проблемы. Во-первых, они очевидны, во-вторых, читатели журнала, без сомнения, знают их по собственному опыту. Я хочу обозначить эти проблемы в контексте их влияния на возможность успешного внедрения системы менеджмента качества (СМК). Надеюсь, что удастся показать, что все эти проблемы носят системный характер. Конечно, часть этих проблем вызвана влиянием среды, поскольку любое предприятие, это - открытая система, но часть относится к проблемам внутренним, которые не воспринимаются руководством предприятия как проблемы системы, а решаются изолированно друг от друга.
Итак, первой серьезной проблемой является проблема планирования предприятия как целостной системы. Не случайно МС ИСО 9001:2000 требует соблюдения "целостности" при планировании и внесении изменений в систему менеджмента качества.
К сожалению, мы часто сталкиваемся с неоправданным сужением горизонта планирования. Как правило, функция стратегического планирования либо отсутствует вовсе, либо исполняется формально. Даже при наличии годового бизнес-плана планы производства продукции разрабатываются на месяц, и, зачастую, продолжают корректироваться в течение этого месяца. Запускается порочный круг: функция снабжения не может гарантировать ритмичность поставок; функция маркетинга не может дать прогноз объемов производства, а предлагает производству работать по разовым заявкам потребителей, привлеченных демпинговыми ценами; производство, изменяя объемы и ассортимент, должно переналаживать оборудование (это при нашей-то изношенности фондов); сбыт не имеет графика отгрузок и работает также по разовым заявкам, соответственно, нет и ритмичной подачи транспорта, а есть, напротив, склады заваленные неотгружен-ной продукцией.
Как видите, все этапы жизненного цикла продукции затронуты. И это естественно, поскольку входом в цикл управления, определяющим каче-
38 КОМПАС промышленной реструктуризации 9|2003 >