КЛУБ БЕНЧМАРКИНГА

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ

БЕНЧМАРКИНГ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА УСЛУГ
В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 
 
Консультационный центр
«Качество и Бизнес»
является поставщиком
услуг в сфере разработки
и внедрения систем
менеджмента,
соответствующих
требованиям
международных
стандартов ИСО,
преимущественно
в области менеджмента
качества. Проблема
выбора поставщика в этой
сфере известна центру
не понаслышке:
как консалтинговая
фирма, он либо участвует
в конкурсе
на предложение
консалтинговых услуг,
либо помогает заказчику
выбрать оптимальное
предложение от органа
по сертификации.
Ответственность участия
в этих процедурах велика,
поскольку услуги
запрашиваются
в ключевых точках
процесса разработки,
внедрения и оценки
системы менеджмента,
соответствующей
международным
стандартам ИСО.
 

Проблема выбора вообще сложна для потребителя, особенно когда речь идет не о товарах, а об услугах. Услуги, как известно, поставляются в непо средственном взаимодействии с по требителем. Вот потребитель и стре мится минимизировать это взаимо действие, создать дистанцию, формализовать отношения, связанные с вы бором поставщика.

Многие организации при этом интуи-
тивно пытаются использовать методы, применяемые в товарном бенчмаркинге, а именно сравнивают характеристи ки закупаемого товара. И тогда объяв ляется тендер — процедура распространенная, но не обязательно объек тивная и эффективная.

Приглашения к участию в разнооб-
разных тендерах за последние два года участились. Кажется, что для управ ленцев это стало игрой, своеобразным хорошим тоном. К примеру, недавно дружественное предприятие просит совета, как быть с тем, что управляю щая компания распорядилась закупать максимальное число продукции по кон курсу. Предприятие на всякий случай изобретает цель по качеству: провести максимальное число конкурсов, не за даваясь вопросом, были ли в основа нии этого управленческого решения хотя бы какие-то фактические данные. Например, 50% продукции закупили в
соответствии с экспертными оценками своих специалистов, 50% — по конкурсам; год регистрировали

 

данные о качестве закупок по двум способам, проанализировали и убедились, что по конкурсам — лучше. Оказывается, сбор таких данных указанию не предшество вал, оно появилось не на основании анализа, а то ли из-за недоверия к сво им же специа-листам, то ли из-за сле дования моде.

Модно проводить тендеры по типу
«дайте нам свое коммерческое предложение, расскажите, что умеете…» Поскольку цель этого тендера неочевидна, еще более сомнительной является способность фирмы адекватно оценить поданные предложения. Понятно, что тендер превращается в вялое маркетинго-вое исследование по выбору мини-мальной цены контракта. Выбор по минимальной цене предполагает, что выбор по качеству сделан. Но требуемые характеристики качества-то не предъ явлены…

А требуется ли именно качество? Может, для организаторов это просто «разведка»? Просят ведь подробно представить последо-вательность и этапы разработки, планы и учебные программы… К сожалению, более вероятно, что организаторы не всегда четко представляют себе роль тендера и характер тендерных предложений. Все- таки, что такое тендер? Выход на рынок с вопросами в поисках ответов? Или поиск тех, кто сможет дать ответ и сформулирует его уже в процессе сотрудничества?

 
     
44 СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО / 11 - 2005