230
Управление качеством

Через премию - к совершенству

Евгений Аванесов
qb@qbcentre.spb.ru

Приятно быть впереди конкурента. Ещё лучше, когда об этом знаем не только мы, но и наши клиенты, партнеры и друзья-конкуренты. А если об этом знает весь деловой мир? Как доказать, что мы действуем успешнее, чем конкурент? Он и на рынке дольше, и сам больше. Хотя мы-то знаем, что обладаем современными технологиями, наш коллектив самый квалифицированный и сплочённый, а клиенты просто умоляют о сотрудничестве - настолько высоко качество продукции нашей компании.

Современная компания не может стабильно приносить доход, если качество не является краеугольным камнем её политики.

Евгений Аванесов - Главный эксперт консультационного центра "Качество и бизнесс"
(Санкт-Петербург)

Без сомнения, главным критерием конкурентоспособности является качество. Современная компания не может стабильно приносить доход, если качество не является краеугольным камнем ее политики. В настоящее время самой популярной формой признания усилий компании по обеспечению качества продукции или услуг для потребителя является сертификация ее системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 (МС ИСО 9000). На основе требований, содержащихся в этих стандартах, компании разрабатывают собственные системы менеджмента качества и предъявляют их для сертификации в авторитетные независимые органы, проводящие соответствующие проверки. При успешном прохождении такой проверки компания получает сертификат, свидетельствующий о том, что система менеджмента качества соответствует требованиям МС ИСО 9000.
Решено! В течение полугода (года, двух лет, в зависимости от нашей расторопности) разрабатываем необходимые документы, описывающие, каким образом у нас обеспечивается качество, снабженцы узнают своих поставщиков, главный механик чинит или списывает оборудование в плано-

вом порядке, а не по собственному усмотрению, в отделах отчетные данные распределяются по папочкам... Добрые консультанты задушевно объясняют слегка паникующему персоналу, что делать со всем этим счастьем.Наконец вроде бы все готово. В час «икс» в компании появляются внешние аудиторы (слава богу, не финансовые) из органа по сертификации и оценивают соответствие МС ИСО 9001. Если есть какие-то незначительные несоответствия, то аудиторы на них указывают, и, после исправления, мы становимся счастливыми обладателями сертификата.
Стоит ли после этого почивать на лаврах? К сожалению, наличие у нас сертификата вовсе не означает, что любимый конкурент огорчился и покинул рынок. У него тоже может появиться подобный сертификат, хотя в разработке и внедрении системы он (конкурент) вроде бы уличен не был.Увы, получить сертификат сегодня возможно и неправедным путем. Коммерциализация деятельности органов по сертификации приводит не только к «расширению возможностей» получения сертификата, но и к формальному подходу к разработке систем менеджмента качества. Врезультате некоторые системы представляют собой ворох невнятной до-

 

Top Manager. 05/2003